История
Велогонка Тур де Франс изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L'Équipe), его редактором и соучредителем, Анри Дегранжем (Henri Desgrange) и был призван конкурировать с велогонкой Париж-Брест (спонсируемой газетой Le Petit Journal), и велогонкой Бордо-Париж. Идея создания французской петли принадлежит журналисту L’Auto Гео Лефевру (Géo Lefèvre), с которым Анри Дегранж обедал в парижском кафе Café de Madrid 20 ноября 1902 года (точная дата). Успех гонки Le Tour de France стал большим успехом и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тысяч (до Тура) до 65 тысяч после Тура; в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время Тур-де-Франс 1923 года продавалось 500 тысяч копий газеты в день. Рекордный тираж газеты был достигнут в течение Тур-де-Франс 1933 года — 854 тысячи копий в день. Сегодня Тур организовывает «Общество Тур-де-Франс» — филиал Amaury Sport Organisation (ASO), который является частью медиа-холдинга, в который входит газета L'Équipe. Тур, который проводится во Франции и в близлежащим зарубежье, состоится ежегодно в течение трёх недель в июле. Только во время первой (1915—1918) и Второй мировой войны (1940—1946) тур был отменён. Велогонку проводит фирма Amaury Sport Organisation (ASO), которая также проводит Ралли Дакар.
[править]
Принципы гонки
Тур де Франс состоит из 21 этапа:
Каждый этап длится один день.
Каждый гонщик должен закончить этап, чтобы его время было зарегистрировано и накоплено.
Полная длина гонки — между 3000 и 4000 км (так как трассы и протяжённость этапов каждый год меняются).
Генеральная классификация — ранжирование гонщиков согласно накопленному времени. Победителем всего Тура становится тот гонщик, суммарное время (то есть сумма времён всех этапов) которого является наименьшим среди всех участников. Возможно выиграть весь Тур, в целом не выигрывая ни одного этапа (Грег Лемонд сделал это в 1990 году). Победа на этапе Тура считается большим достижением велогонщика, независимо от итогового положения гонщика в генерале.
Помимо зачёта по времени существует ещё и другие номинации:
лучший спринтер;
лучший горный гонщик;
лучший молодой гонщик.
Лидеры этих номинаций представлены определенными цветными майками, о которых будет рассказано ниже.
[править]
Награды
[править]
Жёлтая майка (le maillot jaune)
Основная статья: Жёлтая майка
Жёлтая майка символизирует лидера Тур де Франс. Жёлтую майку носит лидер Тура по времени, она является самой дорогой среди всех призовых маек. Цвет жёлтой майки лидера был первоначально связан с газетой, которая спонсировала Тур (газета имела жёлтые страницы).
[править]
Обладатели жёлтой майки по итогам гонки — победители Тур-де-Франс
Основная статья: Список велогонщиков, побеждавших в генеральной классификации Тур де ФрансГод Победитель
1903 М. Гарин
1904 А. Корне
1905 Л. Трусселье
1906 Р. Поттье
1907 Л. Пети-Бретон
1908 Л. Пети-Бретон
1909 Ф. Фабер
1910 О. Лапиз
1911 Г. Гарригу
1912 О. Дефрэ
1913 Ф. Тис
1914 Ф. Тис
1919 Ф. Ламбо
1920 Ф. Тис
1921 Л. Сьер
1922 Ф. Ламбо
1923 А. Пелиссье
1924 О. Боттеккья
1925 О. Боттеккья
1926 Л. Бюссе
1927 Н. Франц
1928 Н. Франц
1929 М. Девеле
1930 А. Ледюк
Год Победитель
1931 А. Манэ
1932 А. Ледюк
1933 Г. Шпейхер
1934 А. Манэ
1935 Р. Маес
1936 С. Маес
1937 Р. Лапеби
1938 Д. Бартали
1939 С. Маес
1947 Ж. Робич
1948 Д. Бартали
1949 Ф. Коппи
1950 Ф. Кублер
1951 Х. Кобле
1952 Ф. Коппи
1953 Л. Бобе
1954 Л. Бобе
1955 Л. Бобе
1956 Р. Валковяк
1957 Ж. Анкетиль
1958 Ш. Голь
1959 Ф. Баамонтес
1960 Г. Ненчини
1961 Ж. Анкетиль
Год Победитель
1962 Ж. Анкетиль
1963 Ж. Анкетиль
1964 Ж. Анкетиль
1965 Ф. Джимонди
1966 Л. Аймар
1967 Р. Пинжон
1968 Я. Янссен
1969 Э. Меркс
1970 Э. Меркс
1971 Э. Меркс
1972 Э. Меркс
1973 Л. Окана
1974 Э. Меркс
1975 Б. Тевене
1976 Л. Ван Имп
1977 Б. Тевене
1978 Б. Ино
1979 Б. Ино
1980 Й. Зотемелк
1981 Б. Ино
1982 Б. Ино
1983 Л. Финьон
1984 Л. Финьон
1985 Б. Ино
Год Победитель
1986 Г. Лемонд
1987 С. Роч
1988 П. Дельгадо
1989 Г. Лемонд
1990 Г. Лемонд
1991 М. Индурайн
1992 М. Индурайн
1993 М. Индурайн
1994 М. Индурайн
1995 М. Индурайн
1996 Б. Рийс
1997 Я. Ульрих
1998 М. Пантани
1999 Л. Армстронг
2000 Л. Армстронг
2001 Л. Армстронг
2002 Л. Армстронг
2003 Л. Армстронг
2004 Л. Армстронг
2005 Л. Армстронг
2006 О. Перейро
2007 А. Контадор
2008 К. Састре
2009 А. Контадор
[править]
Зелёная майка (le maillot vert)
Основная статья: Зелёная майка
Зелёной майкой награждается гонщик, имеющий наибольшее количество очков в спринтерском зачёте. Майка разыгрывается с 1953 года.
[править]
Обладатели зелёной майки по итогам гонкиГод Обладатель
1953 Ф. Шаэр
1954 Ф. Кублер
1955 К. Оцкерс
1956 К. Оцкерс
1957 Й. Форестье
1958 Й. Гражик
1959 А. Дарригад
1960 Й. Гражик
1961 А. Дарригад
1962 Р. Алтиг
1963 Р. Ван Луй
1964 Я. Янссен
1965 Я. Янссен
1966 В. Планкар
1967 Я. Янссен
1968 Ф. Битосси
1969 Э. Меркс
1970 В. Годефрут
Год Обладатель
1971 Э. Меркс
1972 Э. Меркс
1973 Э. Ван Спрингель
1974 П. Серку
1975 Р. Ван Линден
1976 Ф. Маэртенс
1977 Ж. Эклассан
1978 Ф. Маэртенс
1979 Б. Ино
1980 Р. Певенаж
1981 Ф. Маэртенс
1982 Ш. Келли
1983 Ш. Келли
1984 Ф. Хост
1985 Ш. Келли
1986 Э. Вандерарден
1987 Ж.-П. ван Поппель
1988 Э. Планкар
1989 Ш. Келли
1990 О. Людвиг
Год Обладатель
1991 Д. Абдужапаров
1992 Л. Жалабер
1993 Д. Абдужапаров
1994 Д. Абдужапаров
1995 Л. Жалабер
1996 Э. Цабель
1997 Э. Цабель
1998 Э. Цабель
1999 Э. Цабель
2000 Э. Цабель
2001 Э. Цабель
2002 Р. МакЮэн
2003 Б. Кук
2004 Р. МакЮэн
2005 Т. Хушовд
2006 Р. МакЮэн
2007 Т. Боонен
2008 О. Фрейре
2009 Т. Хушовд
«Гороховая» майка (le maillot à pois rouges)
Белую майку в красный горох носит «горный король» Тура. Майка «горного короля» по-французски называется maillot à pois rouges, что буквально можно перевести как «майка в красный горошек».
Хотя звание «горного короля» разыгрывается с 1933 года, отличительная майка была введена только в 1975 году. Цвета майки были предложены тогдашним спонсором Тура, шоколадом Poulain Chocolate, и соответствовали популярному продукту.
Обладатели гороховой майки по итогам гонкиГод Обладатель
1933 В. Труэба
1934 Р. Виетто
1935 Ф. Верваке
1936 Ж. Беррендеро
1937 Ф. Верваке
1938 Дж. Бартали
1939 С. Маэс
1947 П. Брамбилла
1948 Дж. Бартали
1949 Ф. Коппи
1950 Л. Бобе
1951 Р. Джеминиани
1952 Ф. Коппи
1953 Ж. Лороно
1954 Ф. Баамонтес
1955 Ч. Гауль
1956 Ч. Гауль
1957 Г. Ненчини
1958 Ф. Баамонтес
1959 Ф. Баамонтес
1960 И. Массигнан
1961 И. Массигнан
1962 Ф. Баамонтес
Год Обладатель
1963 Ф. Баамонтес
1964 Ф. Баамонтес
1965 Х. Хименес
1966 Х. Хименес
1967 Х. Хименес
1968 А. Гонсалес
1969 Э. Меркс
1970 Э. Меркс
1971 Л. ван Имп
1972 Л. ван Имп
1973 П. Торре
1974 Д. Перунена
1975 Л. ван Имп
1976 Дж. Беллини
1977 Л. ван Имп
1978 М. Мартинес
1979 Дж. Баттаглин
1980 Р. Мартин
1981 Л. ван Имп
1982 Б. Валлет
1983 Л. ван Имп
1984 Р. Миллар
1985 Л. Херрера
1986 Б. Ино
Год Обладатель
1987 Л. Херрера
1988 С. Рукс
1989 Г.-Я. Тенисси
1990 Т. Клайверола
1991 К. Кьяпуччи
1992 К. Кьяпуччи
1993 Т. Ромингер
1994 Р. Виранк
1995 Р. Виранк
1996 Р. Виранк
1997 Р. Виранк
1998 К. Ринеро
1999 Р. Виранк
2000 С. Ботеро
2001 Л. Жалабер
2002 Л. Жалабер
2003 Р. Виранк
2004 Р. Виранк
2005 М. Расмуссен
2006 М. Расмуссен
2007 Х. М. Солер
2008 Б. Коль
2009 Ф. Пеллицотти
Белая майка (le maillot blanc)
Белую майку носит лучший молодой гонщик (моложе 25 лет на 1 января того года, в котором проходит гонка). Майка разыгрывается с 1975 года.
Обладатели белой майки по итогам гонкиГод Обладатель
1975 Ф. Мосер
1976 Е. Мартинес
1977 Д. Тюрау
1978 Х. Луббердинг
1979 Ж.-Р. Бернаудо
1980 Й. Ван дер Велде
1981 П. Виннен
1982 П. Андерсон
1983 Л. Фигнон
1984 Г. Лемонд
1985 Ф. Парра
1986 А. Хампстен
1987 Р. Алкала
1988 Е. Бройкинк
1989 П. Филиппот
1990 Г. Делион
1991 А. Меджия
Год Обладатель
1992 Е. Баумэнс
1993 А. Мартин
1994 М. Пантани
1995 М. Пантани
1996 Я. Ульрих
1997 Я. Ульрих
1998 Я. Ульрих
1999 Б. Сальмон
2000 Ф. Мансебо
2001 О. Севилья
2002 И. Бассо
2003 Д. Меньшов
2004 В. Карпец
2005 Я. Попович
2006 Д. Кунего
2007 А. Контадор
2008 Э. Шлек
2009 Э.Шлек
Combativity award (Prix de la combativité)
Самому агрессивному (боевому, атакующему) гонщику по итогам этапа, на следующий день вручается специальный номер, белый-на-красном фоне (вместо чёрного-на-белом). Одни из самых главных критериев: нахождение в отрыве от пелотона, попытки держаться в нём как можно дольше, бесконечные атаки. Самого агрессивного гонщика выбирает группа экспертов.
ДиректораГоды Директор
1903 — 1939 Анри Дегранж
1947 — 1961 Жак Годде
1962 — 1986 Жак Годде и Феликс Левитан
1987 Жан-Франсуа Наке-Радиге
1988 Жан-Пьер Курколь
1989 — 27 октября 2005 Жан-Мари Леблан
27 октября 2005 — н.в. Кристиан Прюдомм